На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Сергей Михайлюк
    И эта развратная особь имела наглость баллотироваться на пост Президента РФ?Семен Багдасаров:...
  • галина ЦЕЦИЕВА
    СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ВАМ ДОРОГИЕ НАШИ.ПОМНИМ ЛЮБИМ СКОРБИМТак сегодня выгля...
  • vaskoo78
    Большой выбор станков для деревообработки от Stankoff RU Качественные и надежные решения для любого производства.Станки для дерево...

Семидесятилетие освобождения Варшавы от фашистов: праздник простых людей

 Красная Армия начала наступление на Варшаву 12 января 1945 года. Спустя пять дней советские воины и солдаты Войска Польского вошли в разрушенный город. С тех пор минуло семьдесят лет. Круглая дата. Но сегодня, похоже, в Польше об этом помнят только простые люди. Политики словно бы стесняются этой памятной даты.

Освобождением Варшавы ознаменовался первый этап Висло-Одерской операции. Польша была полностью освобождена от фашистов к началу февраля 1945 года. За освобождение страны от гитлеровцев отдали жизни свыше шестисот тысяч советских солдат и офицеров. На одном только варшавском кладбищепокоится прах двадцати двух тысяч советских воинов.

Сергей Варшавчик вспоминает на сайте РИА «Новости»:

«14 января 1945 года, в рамках Висло-Одерской операции началась менее масштабная Варшавско-Познанская операция. Войсками 1-го Белорусского фронта теперь командовал маршал Жуков. Да и враг был уже не тот, что в прошлом году. Наступление началось разведкой боем 25 передовых батальонов с заранее захваченных плацдармов на фронте свыше 100 километров. Для немцев это оказалось неприятной неожиданностью».

16 января 47-я армия перешла в наступление и с ходу форсировала Вислу севернее Варшавы, а 2-я гвардейская танковая армия, совершив 80-километровый рывок, отрезала варшавской группировке противника пути отхода, рассказывает Варшавчик.

На следующий день, 17 января, войска 47-й и 61-й армий вместе с 1-й армией Войска Польского освободили город. Товарищ Варшавчик цитирует командира 1-й армии Войска Польского, Героя Советского Союза генерала Поплавского: «В 8 часов утра 17 января 4-й пехотный полк 2-й дивизии Яна Роткевича первым ворвался на улицы Варшавы… 17 января 1945 года в три часа дня я радировал польскому правительству и Военному совету 1-го Белорусского фронта об освобождении Варшавы. А вечером Москва торжественно салютовала героическим советским и польским воинам двадцатью четырьмя артиллерийскими залпами из 224 орудий».

Помнят ли сегодня в Варшаве об этом?

Вот варшавский репортаж российского «Первого канала».

«Венки и цветы у могилы неизвестного солдата и у мемориала на польском кладбище, где похоронены тысячи советских воинов, — рассказывает тележурналистка Юлия Ольховская. — Ветераны, сотрудники посольств, обычные горожане пришли отдать дань памяти тем, кто боролся с фашизмом. Среди них и внук знаменитого маршала, дважды героя Советского Союза Константина Рокоссовского». День освобождения Варшавы он считает «святым».

А вот ещё один человек, отметивший семидесятилетие освобождения родного города.

Это пан Юзеф Собачинский, ветеран Второй мировой войны. В 1939 году, когда немцы оккупировали Польшу, Юзефу было всего пятнадцать. Всю войну он провёл в Варшаве. Голодали, вздрагивали по ночам при любом шуме. Немцы расстреляли его родного брата. Потом он стал партизаном. И ровно семьдесят лет назад он не мог поверить, увидев на улице родного города советского солдата. «Идёт молодой советский солдат и кричит: немцы есть? Мы говорим «нет!» А на улицах везде тишина такая. Это была первая ночь, когда мы спали спокойно», — приводит слова ветерана корреспондентка «Первого канала».

Это простые люди. На государственном уровне идеология окрашивает всё в иные тона. «…сегодня никаких торжественных мероприятий власти Польши не планируют, — пишет обозреватель «Аргументов и фактов» Георгий Зотов. — Максимум — формально возложат венки на кладбище-мавзолее, где похоронены советские воины. За последние годы и в школьных учебниках, и на уровне парламента и правительства Польши неоднократно высказывалось: дескать, ничего хорошего освобождение от фашизма польскому народу не принесло, «просто одна тирания сменилась на другую».

Подобные утверждения обозреватель еженедельника «Nie!» Мачей Вишневский называет «элементарным бредом». «Если бы не русские, — говорит он, — исчез бы и сам польский народ. Всего за 6 лет оккупации гитлеровцы убили 6 миллионов поляков. Не спорю, советская армия принесла с собой строй, который часть людей принять не хотели. Но для меня важно другое: благодаря этому событию перестали работать печи и газовые камеры Освенцима. Увы, сейчас модно вместо благодарности напоминать о вине Советского Союза в разделе Польши в 1939 г., о расстреле офицеров в Катыни и установлении в нашей стране коммунистического режима. Я ничуть не удивлюсь, если политики Польши начнут скоро утверждать: Вторую мировую войну начал СССР, а вот немцы — культурные люди, строили школы и детские сады, при них был настоящий порядок».

С каждым годом в Польше всё меньше людей знает о том, что произошло 17 января 1945 года, напоминает Г. Зотов. Это «результат новой исторической политики польского государства — освобождение от нацистовстало принято называть «оккупацией», резюмирует публицист.

Свой репортаж журналист заканчивает так:

«Многие люди в возрасте помнят рассказы родителей, 17 января 1945 г. встречавших русские танки с цветами, — рассказал Мачей Вишневский. — Не судите обо всех поляках по нашим политикам и прессе». Приехав на кладбище-мавзолей советских воинов, я встретил там старую варшавянку. Печальная женщина лет 80, опираясь на палку, подошла к обелиску и положила туда гвоздики.

— Спасибо, пани, — сказал я по-польски.

— Это русским спасибо, — ответила она, угадав мой акцент.

Засучив рукав пальто, женщина показала мне плоский шрам выше запястья. Я всё понял без слов. Такой след обычно оставался после того, как сразу после войны освобождённые узники Освенцима «стирали» татуировку с лагерным номером…»

Несомненно, нынешние властители Польши — не то же, что простой народ. К тому же нельзя забывать, что официальная Варшава не раз выступала рупором Запада (точнее, США) в информационной войне против России. Сегодня в этом отношении перемен нет, несмотря на признание в прошлом году паном Р. Сикорским низкой самооценки поляков, обслуживающих интересы США. Уже одно то, что на церемонию в память о семидесятилетии освобождения Освенцима не пригласили Владимира Путина, говорит о многом.

На прошлой неделе пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что Владимир Путин не приедет на празднование освобождения Освенцима: во-первых, у него «слишком напряжённый график», во-вторых, он не получал официального приглашения на мероприятия в Польше. Об этом пишет «Росбалт».

Впрочем, 19 января посольство Польши в Москве заявило, что Россия была проинформирована о праздновании 70-й годовщины освобождения Освенцима.

Дипмиссия сообщила, что «вышеуказанные торжества организуются совместно Международным советом Освенцима и Государственным музеем Аушвиц-Биркенау в Освенциме». По данным посольства, эти две организации направили уведомление о торжествах всем странам, «весьма заинтересованным этим лагерем».

В документе подчёркивается, что никакие другие приглашения, именные в том числе, ни в одну страну направлены не были.

А стоило бы направить. В одну страну.

«Сказать, как изменится мир через 5 или 10 лет, с определённостью не может никто, — сказала «Свободной прессе» Лариса Лыкошина, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН. — Но если тенденции, которые есть сейчас, будут развиваться и дальше, ожидать коренного изменения во взглядах на Россию не стоит».

Дело в том, что представление о прошлом в обществе складывается в первую очередь «под влиянием системы образования и исторической политики», уточнила Лыкошина. Обычные граждане в их большинстве не читают исторических исследований, а историческое сознание «далеко не всегда равнозначно историческому знанию». Власти Польши проводят чёткую политику «утверждения совершенно определённых стереотипов в сознании граждан», отметила она.

Лыкошина привела примеры того, как власти манипулируют историческим сознанием общества. Вот лишь один из них:

«В Варшаве до недавнего времени существовал памятник «Братство по оружию». Это был один из первых памятников в стране, посвящённых Второй мировой войне, там были изображены два советских и два польских солдата. Этот памятник под предлогом строительства новой станции метро решили убрать. Но всё же провели опрос местных жителей, спросили их мнение: нужно ли возвращать памятник на его историческое место. И вот оказалось, что большинство местных жителей — за возвращение. Немедленно была организована пропагандистская кампания, в которой жителям Варшавы объяснили, что никакого освобождения Польши Советской Армией не было».

Сегодня, добавим к этому, польский истеблишмент видит в России «угрозу». Тезис об «угрозе Москвы» был озвучен ещё год назад, в начале 2014 года. Отсюда и постоянные призывы к НАТО: больше всех в Европе русских «боятся» поляки да прибалтийцы. Это не говоря об Украине, которой всюду мерещатся путинские «дивизии».

Стратегия подобной пропаганды, запугивающей собственное население, плоха для властей тем, что в искажённом сознании народа освободители постепенно подменятся образами врагов, а настоящие враги, «мировые гегемоны», успешно притворятся друзьями. В истории полно уроков, показывающих, к чему может привести такая политическая эквилибристика.

Обозревал и комментировал Олег Чувакин 
— специально для topwar.ru

 

Картина дня

наверх