На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Сергей Михайлюк
    И эта развратная особь имела наглость баллотироваться на пост Президента РФ?Семен Багдасаров:...
  • галина ЦЕЦИЕВА
    СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ВАМ ДОРОГИЕ НАШИ.ПОМНИМ ЛЮБИМ СКОРБИМТак сегодня выгля...
  • vaskoo78
    Большой выбор станков для деревообработки от Stankoff RU Качественные и надежные решения для любого производства.Станки для дерево...

Точка невозврата: Китай забирает технологии «Мотор Сич»

Китай всерьез вознамерился купить «Мотор Сич». Компания Skyrizon из КНР подала заявку на приобретение контрольного пакета акций ведущего украинского предприятия. Пекин интересует не столько сам завод, сколько его интеллектуальная собственность – технологии производства «больших авиадвигателей». Удастся ли китайцам совершить стремительный прорыв в высшую лигу авиастроения, и чем это обернется для России?

 
Поднебесная испытывает большой интерес к украинским, вернее сказать, советским авиационным технологиям. «Мотор Сич» - предприятие уникальное, сумевшее сохранить работоспособность даже в условиях деградации промышленности Незалежной. Известный российский эксперт Руслан Гусаров поясняет:

Советский задел настолько колоссален, что вот уже 30 лет украинский авиапром живет за счет воспроизводства и распродажи советских технологий. Не один самолет был разработан в Китае с помощью тех же украинских конструкторов.


КНР уже добилась огромных успехов в авиастроении, но для настоящего прорыва ей требуется собственное производство мощных двигателей. Сегодня на это способны всего несколько государств: США, Великобритания, Франция, Канада, Украина и Россия. Однако у нашей страны «большой двигатель» как бы есть, но при этом его нет...

После распада СССР до трети его ВПК осталось в Незалежной, в том числе, и производство авиадвигателей в Запорожье. Россия и Украина были тесно связаны производственными цепочками; силовые установки и прочие компоненты исправно поставлялись на отечественные конвейеры. Но все изменилось после Майдана 2014 года. Привычные экономические связи были грубо разорваны Киевом. Москва объявила «импортозамещение».

Пять лет спустя можно констатировать, что местами оно состоялось, местами еще нет. Значительные трудности испытывает российское авиастроение, оставшееся без украинских силовых установок. Например, мы рассказывали, как наши Бе-200 «пролетели» мимо потенциальных заказчиков, поскольку те предпочли гидросамолеты из Канады и КНР. Основной аргумент заключался в отсутствии у России собственного авиадвигателя. Также, в прошлом году неоднократно озвучивалась идея возродить у нас в стране производство тяжелого самолета «Руслан», возможно, под новым именем. Но проект лег под сукно ровно по той же причине. Нет двигателя. О проблемах отечественной ВТА мы подробно рассказывали ранее.

Вернее сказать, некоторые успехи в импортозамещении все же есть. Разработан двигатель ПД-14. Однако его мощность для тех же Бе-200 избыточна, необходимо создание менее мощной версии, адаптированной к морским условиям. Сертификация и налаживание производства займут многие годы. То же можно сказать про действительно «большой» ПД-35. Это должен получиться очень достойный силовой агрегат, который после 2030 года может устанавливаться на перспективный российско-китайский широкофюзеляжный лайнер CR929. Предполагаемый срок начала серийного производства ПД-35 – это 2028 год. То есть, в наличии «большого двигателя» у России сегодня пока нет.

А теперь посмотрим на деятельность, развернутую Китаем в развитии собственного авиастроения. В частности, китайцы уже создали аналог «Суперджета» - ARJ-21, и прямого конкурента МС-21 – среднемагистральный лайнер С919. Эти самолеты имеют гарантированные портфели заказов и безоблачное будущее. Несмотря на широко известные проблемы с «Суперджетом» и МС-21, Москва чрезвычайно активно помогает Пекину, щедро делясь с ним технологиями. 

Например, упомянутый широкофюзеляжный лайнер CR929. Наша страна участвует в проекте на правах младшего партнера, производя лишь крылья. Российские инженеры разрабатывают документацию и передают ее в КНР, а китайцы будут осуществлять все реальное производство, загружая свою промышленность, сбыт и последующее обслуживание, о чем мы также уже рассказывали.

Возникает закономерный вопрос, если Пекин получит технологии «большого двигателя» у «Мотор Сич», то станет ли он ждать, пока Россия сподобится запустить производство ПД-35, или же КНР обойдется уже собственными силами? То же можно сказать и по поводу совместного проекта сверхтяжелого вертолета AVICopter AC332 AHL. Российские разработчики передадут Китаю всю документацию, а производство, по недоброй традиции, будет налажено не в нашей стране. 

Получается, что Россия и Украина сами добровольно отдают последние технологические заделы СССР, которые еще держат нас в «высшей лиге», Китаю. Но насколько это благоразумно и дальновидно? Что мы будем делать, если через некоторое время наши услуги Пекину больше не понадобятся? Как сможет отечественный авиапром в дальнейшем конкурировать с китайским?
 
 
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх