«Мона Лиза» Леонардо да Винчи: секреты популярности картины

Вокруг этой картины бушуют споры и раскрываются страшные тайны. Несколько миллионов людей ежегодно посещают ее, и руководство Лувра вынуждено было выделить ей большой зал и поместить за пуленепробиваемое стекло. Искусствоведы изучили каждую трещинку на ее поверхности, но так и не смогли объяснить одного – чем это произведение так привлекает людей. Половина человечества восхищается ее невероятным очарованием, но вторая половина уверена в том, что эта женщина просто некрасива. «Мона Лиза» Леонардо да Винчи: секреты популярности картины

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи официально признана самым узнаваемым предметом искусства в мире.
Ажиотаж, создаваемый вокруг нее, начинает носить характер истерии. Репродукции портрета и его реплики можно встретить на любых предметах – от тетрадок до чашек и кроссовок. Вместе с тем многие считают эту шумиху неоправданной. Феномен искусства заключается, конечно, в личностном восприятии каждого шедевра. В этом его сила, но отсутствие точных параметров оценки иногда подводит человека. Мы порой склонны полагаться на мнение других и «покупаться» на рекламу, поэтому в случае Джоконды, вероятно, можно говорить о лавинообразной популярности, которая поддерживает и развивает сама себя. Некоторые историки искусства считают, что успех этому произведению частично был создан благодаря ее таинственной судьбе. «Мона Лиза» Леонардо да Винчи: секреты популярности картины

Идентификация модели

«Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, даёт возможность постичь это наилегчайшим образом, ибо в нём воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи.» (Джорджо Вазари, автор биографий итальянских художников) Несмотря на это заявление современника, сегодня существуют около десяти альтернативных версий о том, кто же изображен на портрете. Самыми оригинальными можно считать «мужские» варианты – мол, на картине изображен любимый ученик мастера Салаи, либо вообще сам Леонардо, и теорию о том, что художник написал ретроспективный портрет своей матери Катерины (это предположил, между прочим, Фрейд). Есть еще философско-обобщенная версия, что Джоконда – просто портрет идеальной женщины. Ведь художник, возможно, не закончил портрет во Флоренции и завершил его уже незадолго перед смертью во Франции. Хотя доказать этот факт тоже никто не может – в истории самой знаменитой картины больше вопросов, чем ответов. «Мона Лиза» Леонардо да Винчи: секреты популярности картины Графические попытки доказать теорию о том, что Джоконда – автопортрет Леонардо да Винчи

Секрет улыбки

Неуловимая улыбка женщины на картине считается ее главной загадкой. Однако здесь мы возвращаемся к вопросу о личностном восприятии искусства. Дело в том, что об этой главной детали портрета заговорили гораздо позднее. Известен даже автор этой идеи, которую сегодня можно назвать уже штампом. Писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 году написал следующие строки: «Джоконда! Это слово немедленно вызывает в памяти сфинкса красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо… Опасно попасть под обаяние этого призрака… Её улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична… Если бы Дон Жуан встретил Джоконду, он бы узнал в ней все три тысячи женщин из своего списка…» «Мона Лиза» Леонардо да Винчи: секреты популярности картины «Студия Леонардо да Винчи»: Джоконду развлекают музыканты Похоже, именно эти яркие и образные строки заложили камень в основание безумной популярности картины. Русский искусствовед Григорий Козлов, исследовавший путь «Джоконды» к славе, высказался об этом вполне однозначно: «Готье сделал главное — он придумал загадочную улыбку Джоконды. До него никто не видел в ней никакой тайны. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь „приятной“. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя.» «Мона Лиза» Леонардо да Винчи: секреты популярности картины Фрагменты картин Леонардо да Винчи с подобными загадочными улыбками («Иоанн Креститель» и «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом») Были среди знаменитых мыслителей и ярые противники этого шедевра. Федор Лосев, например, называл выражение лица Моны Лизы «бесовской улыбочкой»: «Ведь стоит только всмотреться в глаза Джоконды, как можно без труда заметить, что она, собственно говоря, совсем не улыбается. Это не улыбка, но хищная физиономия с холодными глазами и отчётливым знанием беспомощности той жертвы, которой Джоконда хочет овладеть и в которой, кроме слабости, она рассчитывает ещё на бессилие перед овладевшим ею скверным чувством.» Вот такие противоречивые мнения может вызвать одно и то же произведение искусства.

Как стать звездой

Если анализировать популярность картины, то можно действительно прийти к выводу, что во многом она была создана благодаря атмосфере загадочности и некоторым моментам в ее судьбе. Так, историки сошлись во мнении, что сразу после создания современники оценили «Джоконду» достаточно высоко, но мировым шедевром она в те времена не считалась. Через несколько десятилетий после смерти Леонардо да Винчи о ней вообще мало вспоминали вплоть до середины XIX века, когда она неожиданно приобрела популярность среди художников-символистов. Они первыми начали говорить о Джоконде, как об идеале женской загадочности. «Мона Лиза» Леонардо да Винчи: секреты популярности картины Пустая стена, где висела «Мона Лиза» (после похищения в 1911 году) и лист из уголовного дела похитителя Винченцо Перуджа Следующий взлет известности был связан с похищением картины в начале XX века. Портрет исчез, затем через несколько лет благополучно вернулся, и все это время, разумеется, новости о картине Леонардо да Винчи не сходили с первых полос газет. Сразу после этого потрет полюбился художникам-авангардистам, они стали использовать его в своих произведениях. «Мона Лиза» Леонардо да Винчи: секреты популярности картины Казимир Малевич, «Композиция с Моной Лизой» Ну, и последним шагом к вершине популярности, по мнению исследователей, стал «визит» Джоконды в США. Де Голль в 1962 году решил отправить картину за океан в качестве «дипломата». Данный шаг вполне себя оправдал. Жаклин Кеннеди, которая лично присматривала за шедевром во время этой поездки, добавила газетчикам тем: СМИ сравнивали обеих дам - Джоконду и Жаклин, называя вторую современной Моной Лизой. Так картина покорила Новый свет, а там идеи, как известно, один раз прижившись, «обсасываются» до конца. В век глобализации, когда человечество стало свободно передавать и тиражировать информацию, именно Джоконда оказалась на гребне этой цифровой волны.

Информационно развлекательный портал новости факты события

Источник ➝

Евгений Сатановский: Каждый сам за себя. Заметно по коронавирусу. Все грабят всех. Грузы, предназначенные для одной страны, перехватывают и раздербанивают другие

 

ТЕЛЕГРАМ АРМАГЕДДОНЫЧ

 Каждый сам за себя. Заметно по коронавирусу. Все грабят всех. Грузы, предназначенные для одной страны, перехватывают и раздербанивают другие. Причём все те, кто привык себя числить цивилизованными, по этой части отметились, бандиты-бандитами. Соглашения не работают. Никакие. Тем более насчёт границ. Брюссельский официоз как воды в рот набрал, стеснительно молча в ответ на крики членов ЕС о спасении - не только жизней их граждан, но и экономик. Зато строго указывает государствам Восточной Европы, насчёт необходимости расселить на своей территории беженцев и мигрантов с Ближнего и Среднего Востока и из Афики, которых сдуру запустили в Европу немцы, французы и англичане, которые (англичане) вскоре сами из неё вышли, а теперь никто не знает, что с этим диковатым и уголовно активным южно-восточным контингентом делать.

Пытаются распихать по новичкам и грозят им за отказ всяческими карами. Ага.

Чехи и словаки с их гуситскими традициями. Венгры и австрийцы, которые ещё не забыли, как громили турок при Эгере и Вене. Поляки с их ксенофобией ко всем вообще и к мусульманам в особенности - кто бы в Брюсселе трилогию Генриха Сенкевича прочёл, что ли. Или фильм "Пан Володыевский" посмотрел. Хороший же фильм, не голливудский. Тех времён, когда у Польши ещё был кинематограф. Но по части России ЕС подтвердил - санкциям быть! Коронавирус им, дескать, не помеха. И точка. Так что надежды на то, что мы им поможем, они нам спасибо скажут, пусты и безвидны. И, перефразируя Библию, дух Б-жий может носиться над бескрайними дипломатическими водами до скончания времён. Ну, Америка, опять же, в своём стиле. Союзников кинуть и нагнуть, соперникам нагадить, соглашения пустить по-боку и всем нахамить и пригрозить. Как Индии, которая получила слабо завуалированные обещания санкций, если лекарства против коронавируса для себя прибережёт, а в США их экспортировать запретит. И вообще экспортировать запретит. Что Трампа заботит мало.

Ибо свой запредельный эгоизм и хаперство он проявляет максимально честно и открыто. Как на плакате Кукрыниксов. В стиле, "да, я сволочь и империалист, на том стою и этим горжусь". В общем, можешь себя защитить, молодец. Нет - нет. Символические жесты тут не работают. Как с памятником Коневу в Праге. Работает опция: крепко держа собеседника одной рукой за глотку, а второй за тестикулы, тихо и внятно излагать ему, чего ты от него хочешь, прижав к стенке и периодически постукивая об неё головой. Чтобы не дёргался, приставив ему кольт к виску. И с американцами. И с ЕС. И, кстати, с теми же чехами. Которых, судя по дню сегодняшнему, правильно в 1968 году обидели. Причём не только мы, но и все их соседи по Варшавскому договору. Тогда и только тогда тебя слушают и твои интересы учитывают. Другого пути нет, не было и не будет во веки веков. Аминь.

VestiNews

Люди,события,факты

Картина дня

))}
Loading...
наверх