Последние комментарии

  • Ларина Татьяна16 сентября, 18:13
    Красивая Роми, жаль, судьба печальная, она мне больше нравилась в более зрелом возрасте, видела несколько фильмов с е...Роми Шнайдер лучшие фотографии
  • Владимир Саутин21 мая, 17:02
    Печально !!!...((( Но вот что странно.... На фото, где Ю.А.Гагарин с фужером в левой руке, орденские планки и и Звезд...Слухи и правда про гибель Гагарина
  • Евгений Т.16 мая, 17:42
    В том то и дело, что на Шаттлах стояли настоящие, рабочие двигатели: ТТУ, В+К RS-25 и полетели они только в 81-м. Спр...Американская «лунная афера» и новые разоблачения!

Прорыв блокады Ленинграда. Кто прокладывал "Дорогу Победы", ставшую "Коридором смерти"

Почти 900 дней продолжалась блокада Ленинграда. Полностью освободить город удалось лишь в 1944 году, но переломный момент наступил 18 января 1943-го. Сегодня, в 76-летие памятной даты, в рамках спецпроекта "Повод для гордости" мы вспоминаем тех, кто "Искрой" приблизил освобождение людей - прокладывал "Дорогу Победы", которая для героев становилась и "Коридором смерти".

ЦАРЬГРАД

На прорыв

12 января 1943 года войска приступили к реализации плана "Искра". Общий замысел операции сводился к тому, чтобы встречными ударами двух фронтов - Ленинградского с запада и Волховского с востока - разгромить группировку немецко-фашистских войск, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту Леониду Говорову и генералу армии Кириллу Мерецкову. Координировали взаимодействие представители Ставки - генерал армии Георгий Жуков и маршал Климент Ворошилов.

После тщательной подготовки 67-я армия Ленинградского фронта (генерал Михаил Духанов) нанесла мощный удар с запада на восток. Навстречу ей пробивалась 2-я ударная и 8-я армии Волховского фронта под командованием генералов Владимира Романовского и Филиппа Старикова. Наступление поддерживали огнём корабли, береговая артиллерия и авиация Балтийского флота, а также авиация дальнего действия.

Шесть дней напряжённых боёв позволили совершить прорыв, однако Ленинград всё ещё был на осадном положении. Но сделали главное - войска обеспечили строительство железной дороги, получившей название "Дорога Победы", или… "Коридор смерти". Дело в том, что именно эта дорога была ближе всего к месту боёв и получить смертельный удар было совсем несложно. На некоторых участках ветка была так близка к позициям фашистов, что враг без труда совершал артиллерийские обстрелы составов. Нашим войскам приходилось отвоёвывать каждый метр "Дороги Победы". А движение поездов чаще всего регулировали женщины. Они днём и ночью сидели вдоль коридора с керосиновыми фонарями - зелёным и красным, "вооружённые" полевыми телефонами. Задача у этих спасительниц была важнейшая. Как только они узнавали об очередном прорыве наших войск, сразу включали соответствующий фонарь, и поезд с такими нужными продуктами мог следовать дальше.

Тысячи людей погибли в дни блокады Ленинграда. Выжившие никогда не забывали пережитые страшные дни. Фото: globallookpress.com

Голоса блокадников

Сохранились десятки дневниковых записей людей, живших в блокаду, - кому-то посчастливилось выйти из ужаса тех дней живыми. Другие навсегда остались в блокадном Ленинграде. Мы приведём лишь несколько цитат - простых и вместе с тем ужасных.

16 сентября 1941 года

"Как-то странно сделалось на душе, когда свежий женский голос сказал кратко: "До конца войны телефон выключен…". Я попыталась что-то возразить, протестовать, но сама поняла, что бесполезно. Через несколько минут телефон звякнул и умолк… до конца войны.

И квартира сразу замерла, захолодела, насторожилась. Оторвалась от всего города. И так телефоны были выключены повсюду в один и тот же час. Остались только считаные: в учреждениях (особо важных), в больницах, в госпиталях"

- из книги "Почти три года. Ленинградский дневник" поэтессы и прозаика Веры Инбер.

Январь 1942-го

"Завтра надо собираться в дорогу. Я, как всегда, спала с бабушкой. Ночью я очень замёрзла. Разбудила маму и сказала, что я замёрзла. Мама подошла ко мне и обнаружила, что бабушка мертва. Наутро зашили бабушку в простыню и с помощью соседки вынесли на улицу, а нам собираться в дорогу не было сил никаких…"

- из дневников ленинградской школьницы Антонины Григорьевой, 11 лет.

Апрель 1942-го

"9 апреля мы выехали из Ленинграда по "дороге жизни". Машина шла по льду, а вода надо льдом до радиатора машины. За нами 2 машины ушли под лёд. В г. Кабоны нас погрузили в товарные "теплушки". При этом дали по 1 кг хлеба, который выпекали в местной пекарне, он был горячим. И ещё по порции пшённого супа, в котором были куски свежего сала. У многих начался кровавый понос и заворот кишок. Погибших от этого в Ярославле сняли с поезда…"

- из дневниковых записей 17-летней Вали Мироновой.

Та самая Дорога жизни - единственная на долгое время. Фото: globallookpress.com

Досье

900 дней блокады Ленинграда стали жестоким испытанием для жителей города. В этот период сообщение велось только по воде Ладожского озера, а зимой - по льду. На момент блокады в городе находилось 2,5 млн жителей. Отсутствие достаточных продовольственных запасов на складах и ранние холода 1941 года только усугубили ситуацию. От истощения и обморожений погибли тысячи людей.

Несмотря на сложность ситуации Жуков отдал приказ защищать Ленинград до последнего. Гитлер же, стремясь избежать крупных потерь при штурме, приказал начать осаду. Бомбёжки и артиллерийские обстрелы стали едва ли не ежедневными. Тем не менее Ленинград оборонялся. Люди работали, предприятия выпускали боеприпасы и ремонтировали вышедшую из строя технику. К концу декабря большая часть населения города погибла и пайка хлеба стала вдвое больше. Отмечались случаи людоедства. Люди умирали на улицах, ослабев от голода. Весной 1943 года на улицах города было найдено 13 тысяч трупов. По официальным данным в Ленинграде во время блокады погибло 642 тысячи жителей. Но некоторые историки говорят о 850 тысячах погибших. 24 января 1944 года силами Ленинградского и Волховского фронтов был совершён прорыв блокады Ленинграда.

Историческая реконструкция военных действий в дни блокады Ленинграда. Фото: globallookpress.com

Источник ➝
'

Популярное

))}
Loading...
наверх