На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Наталия Сорокина
    Рукоять пистолета должна быть более объёмной для плотного удержания кистью руки. Для спортивных пистолетов рукоятки п...Чего нам ждать от...
  • Сергей Михайлюк
    И эта развратная особь имела наглость баллотироваться на пост Президента РФ?Семен Багдасаров:...
  • галина ЦЕЦИЕВА
    СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ВАМ ДОРОГИЕ НАШИ.ПОМНИМ ЛЮБИМ СКОРБИМТак сегодня выгля...

Россия-Китай: Центральная Азия в свете крупнейшего мирового экономического сдвига. Почему США только что утратили статус сверхдержавы

 

Выиграет ли постсоветское пространство Центральной Азии от нарастающего укрепления российско-китайских отношений? Или позиции местных государств ослабнут перед лицом тандема могущественнейших мировых держав? Поставить этот вопрос намного проще, чем ответить на него. На сегодняшний день далеко не ясно, стоит ли интегрироваться в Евразийский экономический союз (ЕврАзЭС) или воздержаться от предлагаемого членства и продолжить многополярную политику.

 

Подлинность усиления экономического сотрудничества России и Китая легко подтвердить цифрами. Если в 2013 году товарооборот между странами вырос на 1,1 процента до 89,2 миллиарда доллара, то в 2014 году – уже на 6,8 процента до 95,28 миллиарда (эти данные были недавно опубликованы Китайским таможенным управлением).

 

Несмотря на ослабление рубля, российско-китайские торговые отношения продолжали развиваться в прошлом году. Это может быть объяснено тем, что доллар США всё меньше и меньше используется в качестве инструмента клиринга и контракты в большей степени основываются на обменном курсе между рублём и юанем. Около 80 процентов двустороннего торгового оборота приходится на сырьё – нефть, газ, руду и лес.

 

Сотрудничество в нефтегазовой сфере

 

Именно нефть и газ представляют собой один из залогов будущих отношений. Как известно, в мае прошлого года «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) заключили крупную сделку, предусматривающую ежегодные поставки российского газа в Китай в размере 38 миллиардов кубометров в течение 30 лет по восточному маршруту. Первого сентября прошлого года было начато строительство нового трубопровода «Сила Сибири».

 

И это далеко не всё. В начале ноября было подписано рамочное соглашение о поставках газа в Китай по западному маршруту. Планируемый трубопровод, известный как «Алтай», предназначен для транспортировки газа с месторождений Западной Сибири на северо-запад Китая. Объём поставок по этому маршруту может достигать 30 миллиардов кубометров в год.

 

Россия также поставляет нефть в Китай по долгосрочному контракту. Напомним, в 2013 году было подписано соглашение между «Роснефтью» и CNPC на 270 миллиардов долларов, предусматривающее поставку около 360 миллионов тонн нефти в Китай в течение 25 лет.

 

Многополярный мировой порядок

 

Как полагает директор по науке Итальянского института перспективных исследований в геополитике и вспомогательных дисциплинах Франческо Брунелло Занитти, ещё одним фактором укрепления нового партнерства являются отношения между Россией, Китаем и Индией. «Последние месяцы 2014 года были отмечены рядом существенных двусторонних соглашений и встреч на высшем уровне между Россией, Индией и Китаем. По мнению многих международных аналитиков, исследование возможности улучшения отношений с двумя азиатскими гигантами со стороны Москвы представляет собой очередной шаг в глобальном переходе от однополярного порядка, где правили США, к многополярному. Основные причины сближения Москвы с Китаем и Индией связаны с напряжённостью, возникшей у первой в прошлом году с ЕС и США. Явным примером осложнений в отношениях России и Запада служит запутанная украинская ситуация».

 

Последствия, как представляется, будут и в самом деле масштабными: «Мировой порядок меняется, и западные страны должны принимать во внимание сложную сеть отношений между Россией, Индией, Китаем и другими азиатскими странами. Эти региональные державы уже не просто представители зарождающегося мира, которые стремятся быть услышанными в рамках устаревшей международной системы… Они налаживают глубокие двусторонние отношения и выстраивают новые системы оплаты в международной торговле с использованием национальных валют, что может изменить будущий мировой баланс сил. Всё это явно говорит о зарождении многополярного мирового порядка».

Источник перевод для MixedNews — Наталья Головаха

 

Почему США только что утратили статус сверхдержавы

Вашингтон очутился в полной изоляции, стараясь противодействовать возглавляемому Китаем Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций. Поддержка и энтузиазм в отношении АБИИ оказались настолько высоки, что удивили, по-видимому, даже сам Пекин.

 

541524__american-eagle_p

 

Дошло до того, что не кто иной, как Ларри Саммерс (американский экономист, занимал пост министра финансов при администрации Клинтона; прим. mixednews), «ястреб», который рассматривался в качестве кандидатуры на пост главы ФРС, обрушился с резкой критикой на занимаемую Вашингтоном позицию, назвав март «тем моментом, когда США утратили роль гаранта мировой экономической системы». Итак, слово Ларри Саммерсу.

 

Прошлый месяц может запомниться как момент, когда Соединенные Штаты утратили роль гаранта мировой экономической системы. Правда, США и раньше приходилось переживать ряд сложных периодов, Америка нередко играла в одни ворота. В качестве примера можно привести произведённый Никсоном в 1971 году шок, положивший конец конвертируемости доллара в золото. Но, похоже, со времён Бреттон-Вудса ещё не было ситуации, сравнимой с нынешней деятельностью Китая по созданию нового крупного учреждения при полной неспособности США удержать десятки своих традиционных союзников, начиная с Британии, от вступления в его ряды.

 

Подобный провал в стратегии и тактике (к которому, кстати, давно шло) должен заставить США основательно пересмотреть свой подход к мировой экономике. Глобальная экономическая архитектура нуждается в существенной корректировке, учитывая, что размер китайской экономики соперничает с американской и как минимум половина мирового производства приходится на развивающиеся страны. Кроме того, всестороннее политическое давление внутри самих США серьёзно ослабило позиции страны.

 

Во многом благодаря упрямству правых США очутились в одиночестве, не будучи в состоянии утвердить реформы управления МВФ, которые в 2009 году сам же Вашингтон и продвигал. Усилив ресурсы МВФ, эти изменения укрепили бы уверенность в мировой экономике. Что более важно, такие страны, как Китай и Индия, получили бы долю голосов, соразмерную с их сегодняшним экономическим весом.

 

В свою очередь, давление со стороны левых привело к повсеместным ограничениям инфраструктурных проектов, финансируемым в рамках существующих банков развития, которые, как следствие, утратили своё значение инвесторов. И это несмотря на то, что многие развивающиеся страны сейчас расценивают финансирование инфраструктуры как основную потребность во внешних вложениях.

 

Итак, США не выполняли свои обязательства и поддерживали политику, блокирующую те разновидности финансирования, которые другие страны стремились предоставлять или получать через существующие институты. Это и открыло Китаю путь к созданию АБИИ. Можно много говорить о тактическом подходе, который должен был быть предпринят, когда была выдвинута подобная инициатива. Но более важным сейчас является вопрос выбора стратегии. Ниже приведены три принципа, которые должны учитывать американские лидеры.

 

Во-первых, руководство США должно действовать на двухпартийной основе; ему необходимо освободиться от непомерного лицемерия и обуздать преследование личных интересов. До тех пор, пока одна из основных партий препятствует практически всем торговым соглашениям, а другаяпротивится финансированию международных организаций, США не смогут определять глобальную экономическую систему.

 

Другие страны имеют все основания для раздражения, когда американские чиновники просят их скорректировать свою политику – и при этом настаивают на том, что не могут контролировать американские же государственные регуляторы и независимые агентства.

 

Легитимность руководства США зависит от способности противостоять искушению злоупотреблять властью ради своих узких интересов, даже если они выглядят убедительно. Нельзя ожидать сохранения ведущей роли доллара в международной системе, если слишком агрессивно ограничивать егоиспользование во имя частных целей безопасности США.

 

Во-вторых, как в мировой, так и во внутренней политике самое большое значение должно отводиться проблемам среднего класса. На повестке дня сегодняшних элит стоят такие вопросы, какинтеллектуальная собственность, защита инвестиций и нормативно-правовое упорядочивание; звучат опасения морального плана по поводу глобальной бедности. Среднему классу при этом уделяется совсем мало внимания. Но подходы, которые не служат интересам рабочего класса промышленных стран (и растущего городского населения развивающихся), вряд ли хорошо покажут себя в долгосрочной перспективе.

 

В-третьих, возможно, мир движется к тому состоянию, когда капиталы в избытке и существенную проблему составляет дефляционное давление. В течение некоторого времени может проявляться недостаток спроса. Ни в одной крупной промышленно развитой стране рынки не ждут роста реальных процентных ставок намного выше нуля к 2020 году или достижения целевых показателей инфляции. В будущем приоритет должен отдаваться стимулированию инвестиций, а не навязыванию мер жёсткой экономии.

 

Эти принципы представляют собой лишь начало, оставляя много вопросов, например, о мировых общественных благах или о сотрудничестве между государственными и негосударственными субъектами. Важно, что будущие историки оценят события последнего месяца не как конец эпохи, а как спасительный призыв к пробуждению.

Источник перевод для MixedNews — Наталья Головаха

 



Источник: mixednews.ru.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх