На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Сергей Михайлюк
    И эта развратная особь имела наглость баллотироваться на пост Президента РФ?Семен Багдасаров:...
  • галина ЦЕЦИЕВА
    СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ВАМ ДОРОГИЕ НАШИ.ПОМНИМ ЛЮБИМ СКОРБИМТак сегодня выгля...
  • vaskoo78
    Большой выбор станков для деревообработки от Stankoff RU Качественные и надежные решения для любого производства.Станки для дерево...

"Третий Рим" и спекуляции вокруг него. /Прихожанка

Резкое обострение ситуации, связанной с томосом для украинских раскольников, заставило полемистов из противоположных лагерей вспоминать к месту и не к месту такое понятие, как «Третий Рим». Некоторые, не в меру ретивые, но без меры неграмотные, вроде Благина, умудрились договориться до аналогии «Третьего Рима» с «Третьим рейхом».

Поэтому во избежание новых и всё более чудовищных спекуляций, необходимо определиться с базовыми понятиями.


Историческая справка.


Римская империя - (лат. Imperium Romanum) – так принято именовать постреспубликанский этап развития древнего Римского государства.

Хронологические рамки существования Римской империи охватывают период времени с правления первого императора Октавиана Августа до раздела империи на Западную и Восточную и последующего падения Западной Римской империи, то есть с 27 года н.э. . по 480 год.

Историю Римской империи принято делить на два периода – до и после Диоклетиана. Во время первого периода император избирался пожизненно и рядом с ним стоял Сенат, в то время как во время второго периода император обладал абсолютной полнотой власти.

Диоклетиан (284-305 гг. н.э.) изменил порядок получения власти, передав ее по наследству и расширив функции императора, а Константин придал ей божественный характер, религиозно обосновав ее законность.

Благодаря ему была установлена истинная монархия, а также введена система деления империи на четыре части под управлением четырех правителей.

Константин (312-337), официально пошел на союз с христианами, сделав их своей опорой. Возможно, именно поэтому был перенесен политический центр империи на восток – в Константинополь.

В 364 году Валентиниан I и Валент поделили государство на две части – восточную и западную.

Феодосий I – последний император, объединивший две части империи воедино. В 395 году он, умирая, разделил страну между сыновьями Гонорием и Аркадием, дав восточные земли последнему. После этого вновь объединить две части огромной империи не удастся никому.

Период с 395 по 480 годы – это годы падения Западной Римской империи. В 480 году умирает Юлий Непот — последний, кто носил титул императора Запада.

Восточная Римская империя смогла просуществовать ещё почти тысячу лет после исчезновения Западной – до 1453 года. Именно эту империю было принято именовать Вторым Римом.

С Западным Римом, намеренно или по невежеству (мотивы Благина мне неинтересны, но он, увы, не одинок) нередко путают так называемую Священную Римскую Империю.

Образование Священной Римской империи (СРИ) случилось в 962 году, когда году германский правитель Оттон смог завоевать север и центр Апеннин и вошёл в Рим.

В результате Оттон I был благословлён Папой Римским на престол так называемой Священной Римской империи. Но властные полномочия Оттона в реальности были не так уж велики, а политический вес ещё меньше.

Впрочем, Священная Римская империя, сердцем которой стала Германия, существовала ещё очень долго — до 1806 года, пока Наполеон не вынудил её последнего императора Франца II отказаться от титула.

Как видим, СРИ образовалась вне всякой зависимости как с Первым (Западным), так, и тем более,- со Вторым Римом, поэтому ни о какой – ни юридической, ни ментальной, ни духовной связи СРИ с Первым или Вторым Римом говорить не приходится. Эту империю, по сути дела, создали наследники варваров, разрушивших Западный Рим.

Таким образом, спекулировать на этой теме можно только в невежественности или в злонамеренном использовании малообразованности читателей.

Третьим Римом традиционно именуют Москву.

"Москва - Третий Рим".


Известная всем со школьной скамьи фраза «Москва — Третий Рим» появилась на Руси в первой половине XVI века. Она была связана с философской концепцией о переносе «центра мира» в столицу Русского государства.

Эта идея, получившая в науке название translatio imperii (с лат. «переход империи»), впервые появилась еще в античных источниках и кочевала из эпохи в эпоху.

В столице Византийской империи, которую сами жители именовали не иначе как Восточная Римская империя, эта философия пополнилась христианскими смыслами.

В 1453 году турки-османы захватили город, и он перестал быть средоточием христианской власти. Вновь возник вопрос — кто станет хранителем и опорой христианской веры на земле.

В интеллектуальной среде православных народов стали возникать прообразы центра — хранителя заветов православия: сербы, например, считали будущим «третьим Римом» Белград, болгары — Великое Тырново. Однако во второй половине XV века большинство этих территорий находилось под властью Османской империи.

Единственным независимым православным царством оставалось Русское государство. На тот момент оно сбросило ярмо монголо-татарского ига и постепенно становилось мощным централизованным государством.

В Средневековой Европе была популярна теория о "переходе империи", предполагавшая, что существует метафизическое "мировое царство", которое переходит из страны в страну со сменой эпох.

Грубо говоря, это своеобразная заявка на культурное мировое господство, исходившая из представления, что отдельная страна среди прочих исключительна. Соответственно, первым "мировым царством" можно считать Римскую империю (Первый Рим), вторым - Византию (Второй Рим - Константинополь), а вот за право считаться третьим как раз и пошли прения.

Римская империя стала первым "мировым царством" не случайно: Рим - "вечный город", незыблемый и непобедимый, под властью которого объединились огромные территории (почти все известные истории того времени народы), а с принятием христианства он приобрёл сакральный смысл как главный мировой оплот христианской веры.

Тем не менее, в V веке нашей эры Римская империя пала, и новым сакральным центром стал Константинополь. Византия, как и Римская империя, объединила огромные территории, а Константинополь стал "преемником" Рима как новый оплот христианской веры. Но и Византийская империя в итоге пала: в 1453 году Константинополь был захвачен турками-османами.

Выражение "Москва - Третий Рим" указывает, что между Россией и Византией (соответственно, Москвой и Константинополем) существует такая же преемственность, как между Византией и Римской империей, что делает Россию третьим "мировым царством" - исключительной по своему политическому значению страной.

И действительно - между Россией и Византией сложились достаточно тесные отношения: именно из Византии на Русь пришло христианство, монархические династии обеих стран переплетались браками, и Москва, которая к падению Константинополя стала центром русских земель, более чем вписалась в роль преемницы его славы.

В то время на Западе идея Рима за несколько веков приобрела синоним недвусмысленного стремления к географически всемирной империи, то есть предполагала возрождение Рима в его географическом, физическом, захватническом смысле.

Напротив, восточная традиция предполагала иное отношение к императорской власти: если Бог почитался как Пантократор – Вседержитель, то император почитался как космократор – повелитель обитаемого мира. Теократическая концепция государственной власти подразумевала, что государь – исполнитель Божиего Промысла.

Иван Грозный, личность которого на Западе трактуется как символ необузданной экспансии, ярче всех выразил отношение к созданию великой восточной империи под эгидой русского царя.

Он сказал: «Мы в нынешнем царстве (земном) не хотим государства во Вселенной, ибо это будет ко греху поползновение». А Цареградская земля, по его мнению, была землей Божией.

Сама формула «Москва – Третий Рим» впервые прозвучала в 1492 г., когда митрополит Зосима в своем произведении «Извещение о Пасхалии на осьмую тысячу лет» впервые в русской литературе сформулировал идею преемственности между «Константином Градом, еже есть Царьград, и Москвой».

Зосима писал о том, что св. император Константин «...сотвори град во имя свое и нарече и град Константин, еже есть Царьград и наречеся – новый Рим. И более простреся православная вера Христова по всей земли». Далее в послании говорится об обращении князя Владимира и затем:

«И ныне же в последния сия лет, якоже и в первыя прослави Бог сродника его, иже в православии просиявшего благоверного, христолюбивого великого князя Ивана Васильевича, государя самодержца всея Руси, нового царя Константина новому граду Константину – Москве, и всея Русския земли и иным многим землям государя, якоже Господь рече – прославляющих Меня – прославлю. И прославися имя его и слава по всей вселенней и придаст ему Господь Бог скипетр, непобедимое оружие на вся враги и неверныя покори под нози его...».

Наиболее полно эти идеи были сформулированы монахом (по некоторым данным, епископом) псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Филофеем.

Время жизни Филофея датируют условно 1465-1542 годами. Полагают, что он являлся составителем Хронографа 1512 года. Но гораздо большее значение имели знаменитые послания Филофея.

Впервые в самой простой форме, еще не разработанной в философском и литературном аспектах, Филофей изложил теорию «Москва – Третий Рим» в послании, направленном к Василию III Иоанновичу, великому князю всея Руси (написано оно, как полагают, между 1514-1521 годами).

Но наиболее завершенный характер идея Третьего Рима получает в послании Филофея к псковскому великокняжескому наместнику – дьяку Мисюрю Мунехину (сентябрь 1527 – март 1528 г.г.).В послании к великому князю Василиюстарец Филофей впервые излагает свои мысли, касающиеся нового значения Российского царства в христианском мире.

Послание интересно тем, что принадлежит к весьма редкому в русской литературе жанру увещания, обращенного к монарху. На Руси с подобными посланиями к великим князьям обращались крайне редко, разве только в самых чрезвычайных обстоятельствах.

В этом назидании монаха великому князю, в частности, говорится:

«Иже от вышняя и от всемощныя, вся содържащиа десница Божиа, Имъ же царие царствуют и имъ ж велицыи величаются и силнии, пишут правду тебе, пресветлейшему и высокостолнейшему государю великому князю, православному христианьскому царю и всех владыце, браздодержателю святых Божиих престол, Святыа Вселенскыя Соборныя Апостольскыя Церкви Пречистыя Богородицы, честнаго и славного Еа Успения, иж вместо Римския и Константинопольския просиявшу.

Стараго убо Рима Церкви падеся неверием аполинаревы ереси, втораго Рима, Константинова града Церкви, агаряне внуцы секирами и оскордъми разсекоша двери. Сиа же ныне триаго, новаго Рима, държавного твоего царствиа, Святая Соборная Апостольскаа Церкви, иж в концых вселенныа в православной христианьстей вере во всей поднебесней паче солнца светится.

И да весть твоа держава, благочестивый царю, яко вся царства православныя христианьския веры снидошася в твое едино царство: един ты во всей поднебесной христианом царь. Подобает тебе, царю, сие держати со страхом Божиим, убойся Бога давшаго ти сия…».

Старец завершает свое послание словами назидания, призывая Василия к справедливому и милосердному правлению своей державой:


«И ныне молю тя, и паки премолю: еж выше писах, внимай Господа ради, яко вся христианскаа царства снидошася въ твое царство, посемъ чаем царства, ему ж нес конца.

Сия же писах ти, любя и взывая, и моля щедротами Божими, яко да премениши скупость на щедроты и немилосердие на милость. Утеши плачющих и вопиющих день и ночь, избави обидимых из руки обидящих. «Не обидите, – рече Господь, – сих менших, верующих в мя, ибо ангели их видят всегда лице Отца Моего, иж есть на небесех». «Блажен, – рече, – разумеваяи на нища и убога, в день лют избавит его Господь».

Господь сохранит его и живит и, и ублажит его на земли, и не предаст его в рукы врагом, Господь помощь ти.
Да аще добро устроиши свое царство – будеши сынъ света и гражданин вышняго Иерусалима, якоже выше писах ти и ныне глаголю:

блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская црьства снидошася въ твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоит, а четвертому не быти.

Уже твое христианьское царство инем не останется, по великому Богослову, а христианской Церкви исполнится блаженнаго Давыда глагол: «Се покой мой в век века, зде вселюся, яко изволих его».Послание старца Филофея к Мисюрю Мунехину является еще более важным для характеристики теории Филофея. В нем гораздо обстоятельнее изложено учение о Москве – Третьем Риме.

Филофей не соглашается с католической точкой зрения и не приемлет земного величия папского Рима. Он противопоставляет католическому взгляду свою теорию о Риме, странствующем во времени и пространстве.

Учение Филофея о Риме странствующем восходит к словам Спасителя, который наставлял апостолов уйти из того города, где их не принимают и гонят, и переходить в другой. Параллель можно увидеть и со словами Спасителя, сказанными Господом Пилату: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36).

То есть не может быть на земле такого мирового центра, в котором неподвижно пребывало бы во веки веков земное христианское царство. Поэтому и странствует по земле вослед гонимой Церкви Христовой Рим – духовный центр мира.

В этом смысле слова Филофея о том, что Риму«четвертому не бывати», следует понимать отнюдь не в смысле какой-то исключительности Москвы наподобие ветхозаветного представления об избранности Израиля.

У Филофея речь идет о том, что странствования Рима на земле более не будет, так как наступит конец времен. Причем, вывод этот следует понимать как пророчество, возвещаемое старцем.

«Аще убо великаго Рима стены и столпове и трекровныа полаты не пленены, но душа их от дьявола пленены быша опреснок ради. Аще убо Агарины внуци греческое царство приаша, но веры не повредиша, ниже насилствуют грекам от веры отступати», – пишет в своем послании Филофей.

Старец утверждает, что «инако же ромейское царство не разрушимо, яко Господь в римскую власть написася».
Здесь Филофей следует древней христианской традиции, восходящей к святым апостолам, когда признает ценность Римской государственности и имперской идеи.

Филофей отмечает в своем послании к Мунехину:

«О сих убо преуспокоивши слово, мала некаа словеса изречем о нынешнем православном царствии пресветлейшаго и великостолнейшаго государя нашего, иже в всей поднебесной единаго христианом царя и броздодръжателя Святых Божиих Престолъ, Святыя Вселенскиа Апостолскиа Церкве, иже вместо Римской и Костянтинополской, иже есть в богоспасном граде Москве Святаго и Славнаго Успения Пречистыя Богородица, иже едина въ вселенней паче солнца светится».

Здесь говорится о значении, которого достигла в конце XV века Русская Церковь. А русский великий князь Московский называется здесь уже царем, хотя царского достоинства еще не дерзал принять официально. Но он уже именуется царем в том смысле, что является единственным православным монархом в мире, покровителем всех христиан.

Как преемник императоров Византии он не может не быть царем. Филофей нарекает ему имя «во всей поднебесней единого христианам царя».

Филофей завершает послание таким звучным аккордом: «Да веси, христолюбче и боголюбче, яко вся христианская царства приидоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческим книгам, то есть Росеское царство: два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».

И далее: «...видиши ли, избранниче Божий, яко вся христианскаа царства потопишася от неверных, токмо единаго государя нашаго царство едино благодатию Христовою стоит. Подобает царствующему държати сие с великым опасением и к Богу обращением, не уповати на злато и богатство изчезновение, но уповати на все дающего Бога".

Таким образом, старец Филофей раскрывает четкую концепцию исторической преемственности царств. Она во многом восходит к библейским образам.

В этом контексте можно вспомнить пророчества Даниила о царствах и о том, что все закончится наступлением Царства Мессии. Таким образом, мысли, которые старец Филофей высказывал в письмах к Мунехину и государю, по большому счету являются не какой-то умозрительной теорией, не идеологической концепцией, а пророчеством о судьбах последнего православного царства на земле.

Идеи старца Филофея на Руси продолжали активно развиваться и в последующее время, хотя и трансформировались иногда самым причудливым образом. Этот процесс протекал уже, главным образом, в русле оформления государственной идеологии, воспринявшей за основу мысль о Москве-Третьем Риме.

В XVI веке был создан целый ряд произведений, выдержанных именно в духе учения о преемственности Рима. Это такие творения, как "Сказание о великих князьях Владимирских», содержащее вымышленную генеалогию русских князей, возводимую к римскому императору Августу, или «Повесть о белом клобуке», написанная посольским толмачем Дмитрием Герасимовым.

Это произведение рассказывало о переносе высшей иерархической власти вместе с ее символом – белым клобуком – из «ветхого» Рима на Русь. Повесть эта появилась сначала в Новгороде, где некоторые архиереи носили белый клобук.

Творение это, надо признать, имеет целиком фантастический характер, так же, как и цикл сказаний о Мономаховом венце.

Хотя в этом случае, как и в истории с белым клобуком, имели место и некоторые реальные основания для написания подобных произведений: сын Ярослава Мудрого Всеволод был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха, а государи Московской Руси были обладателями целого набора царских регалий.

И хотя реальная, историческая «Шапка Мономаха» на деле является произведением восточных мастеров из Орды или Средней Азии, созданным предположительно в XIV в., это, однако, не исключает того, что Мономах мог в свое время действительно прислать венец своему сроднику на Русь, но эта корона скорее всего просто не сохранилась после лихолетий княжеских усобиц и ордынских набегов.

Вплоть до XVII века на Руси остро переживалось и развивалось учение о Москве – Третьем Риме. Многое в деятельности Иоанна Грозного несомненно связано с его осознанием себя как прямого преемника (и потомка: по линии бабушки – Софьи Палеолог) византийских императоров.

Иоанн IV стал первым русским государем, который венчался на царство по византийскому чину, и при котором новое достоинство Российской державы было признано другими государствами. Идеи старца Филофея продолжали осмысляться применительно к историческим судьбам Руси и в конце XVI века, когда Русская Православная Церковь была возведена на степень Патриаршества. Это стало дальнейшим развитием византийской теократической логики: где Царь, там и Патриарх.

Показательно, что в поставлении первого Московского Патриарха участвовал Патриарх Константинопольский, а позднее другие Восточные Патриархи утвердили решение о даровании Московской кафедре патриаршего достоинства. При этом в грамоту о поставлении св. Патриарха Иова вошли слова о Москве как о Третьем Риме и ее преемственности от Царьграда.

По словам Натальи Нарочницкой, "расширение Московии пробуждало в Западной Европе ревнивое отношение к ней. После монгольского нашествия, после того, как труд восьми поколений не служил национальной истории, Русь настолько быстро расширилась и стала могучей, что в изумленной Европе этого не смогли пережить. С тех пор и начинается поношение России как агрессора.

Наши отношения с Европой всегда сопровождались ее ревностью к нам, и мы должны сегодня этот новый виток ревности рассматривать как доказательство того, что мы становимся более сильными духовно, едиными, самостоятельными, что изумляем мир своей самостоятельностью в выборе исторического пути. Ведь, несмотря на то, что Запад построил свой рай на земле, он так и не освободился от страха перед самостоятельностью России".

Леонид Решетников полагает, что «сегодня необходимо говорить не о государстве, а о цивилизации, что и Византийская империя была не просто империей, а цивилизацией, альтернативой той западной цивилизации, которая сложилась к тому времени.

И наша Российская империя также была альтернативной восточно-православной цивилизацией. Не просто государство большое и сильное вызывало и сейчас вызывает раздражение и чувство опасности на Западе, но ощущение того, что мы инакие, что мы особая цивилизация».

Поэтому когда на Западе говорят о Третьем Риме, то используют эту конструкцию для обоснования агрессивности Москвы. Подход же к этой концепции в русской православной мысли основан на духовной преемственности Москвы и Византии, на отрицании самой возможности построения рая на земле, на восхождении в вечному Царствию Небесному и на обязанности Москвы хранить эти вечные ценности.

Здесь мы опять возвращаемся к глубинному, принципиальному расхождению между Православием и католицизмом, о котором говорили в статье "Достоевский о принципиальном отличии Православия от католицизма" https://cont.ws/@prikhojanka/1066738

Потому и существует такое острое столкновение между Россией и коллективным Западом, ибо это два мира, две цивилизации.

И роль Москвы как Третьего Рима зиждется на основных базовых ценностях Православия, ибо как только Москва (а в широком понимании - Россия) перестанет их хранить, наступит царство зверя, а вслед за ним - Второе пришествие Христово и Страшный Суд, на котором каждый будет держать ответ за то, на чьей он был стороне: Христа или антихриста. Боже, милостив буди нам грешным!
Пишет Прихожанка@ Источник →(Прихожанка)

Последние новости 2018

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх