На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Наталия Сорокина
    Рукоять пистолета должна быть более объёмной для плотного удержания кистью руки. Для спортивных пистолетов рукоятки п...Чего нам ждать от...
  • Сергей Михайлюк
    И эта развратная особь имела наглость баллотироваться на пост Президента РФ?Семен Багдасаров:...
  • галина ЦЕЦИЕВА
    СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ВАМ ДОРОГИЕ НАШИ.ПОМНИМ ЛЮБИМ СКОРБИМТак сегодня выгля...

Результаты греческих выборов – большая победа Путина

 

На 29 января намечена встреча министров иностранных дел стран ЕС, с целью достичь консенсуса по поводу мер давления на Россию в связи с активизацией «гибридной войны» на Украине, без ущерба для собственных экономических интересов. И без того непростая дипломатическая игра стала еще сложнее из-за явного вызова, брошенного новым правительством Греции, которое на второй день своего правления отвергло предложение Европейского Союза о введении новых карательных мер против Москвы.

Соединенные Штаты пытаются заставить своих вялых европейских партнеров поддержать новый раунд антироссийских экономических и финансовых санкций. Президент Барак Обама и министр финансов Джек Лью заявили на этой неделе, что администрация тщательно продумывает выбор санкций, которые должны вынудить Россию изменить свое поведение.

 

Если европейские лидеры, подталкиваемые призывами Белого Дома, сумеют во вторник договориться о введении новых санкций, это вероятно приведет к существенному нарастанию давления, которое до сих пор ограничивается закрытием глобальных рынков капитала для крупных энергетических компаний, блокированием доступа России к передовым технологиям добычи нефти и газа на новых месторождениях, а также мерами против крупных банков.

 

Новые усилия по оказанию давления на Москву совпали по времени с политическими трудностямиЕвропы и финансовыми проблемами российской экономки. Убедительная победа на выборах в Греции партии левого крыла «Сириза» усиливает раскол в позициях Европейского Союза по отношению к России. Первым официальным гостем нового греческого премьер-министра Алексиса Ципраса стал посол России, а во вторник Греция объявила об отказе присоединиться к решению Совета министров Европейского Союза о рассмотрении дальнейших «мер сдерживания» против России. Греция, ужевыступившая против санкционированных Евросоюзом финансовых правил, судя по всему намерена также продемонстрировать более независимую позицию в вопросах внешней политики.

 

Это существенно усложняет и без того крайне запутанную и щекотливую ситуацию. До поддержанной Россией атаки Мариуполя 24 января, европейские лидеры стояли перед выбором между идеей ослабления давления на Москву, которую отстаивала глава внешнеполитического ведомства ЕС Федерика Могерини, и позицией президента Европейского Совета Дональда Туска, призывавшего к расширению финансовых санкций. «Политика умиротворения подталкивает агрессора к еще большему насилию», заявил недавно Туск.

 

«Санкции принимаются на основе консенсуса и если Путину удастся выдернуть несколько слабых стран из этого единства, будет крайне затруднительно выступать единым фронтом», заявила Фиона Хилл, эксперт по России из Брукингского института и соавтор книги «Мистер Путин: тайный агент в Кремле».

 

Обсуждение новых санкций проходит на фоне продолжающегося экономического спада в России, вызванного как давлением Запада, так и обвальным падением цен на нефть за последние шесть месяцев. В понедельник рейтинговое агентство «Standard & Poor’s» присоединилось к своим коллегам и понизило суверенный рейтинг до неинвестиционного или «мусорного» уровня, что привело кснижению курса рубля до минимума за последние шесть недель. Сочетание санкций и низких цен на нефть может обойтись экономике России в 140 миллиардов долларов, однако этот двойной удар все же не заставил Москву отказаться от новых агрессивных действий на Украине.

 

На прошлой неделе украинский президент Петр Порошенко, выступая перед участниками ежегодного всемирного экономического форума в швейцарском Давосе, заявил, что на территории восточной Украины находятся 9000 российских солдат. По его словам, российские войска действуют приподдержке тяжелых вооружений, включая танки и артиллерию.

 

Эскалация агрессивных действий сепаратистов является поводом для нового раунда давления со стороны Запада, считает экономист Совета по внешним связам ЕС Роберт Кан.

 

Главная проблема, связанная с усилением давления на Россию – необходимость избежать ущерба для замедленно развивающейся экономики Европейских стран, являющихся торговыми и деловыми партнерами России.

 

Архитекторы санкций вынуждены также пытаться предугадать ответные ходы Путина. Бывший чиновникМинистерства финансов США, отвечавший за санкции, Закари Голдман, сказал, что администрация Обамы стремится понять политические расчеты Путина чтобы выбрать наиболее эффективные меры воздействия. «Что могут дать дополнительные санкции для принуждения Путина прекратить поддержку сепаратистских военных группировок?», спрашивает он. «Самое лучшее – использовать имеющиеся разведданные, чтобы понять, что именно Путин считает своими стратегическими интересами».

 

Похоже, Путин делает ставку на внутренние разногласия в Европе и экономические проблемы, которыеспособны защитить его от согласованных действий западных стран. Российские медиа, например, громко выражают радость по поводу новой независимой внешней политики Греции. Политолог Мухтаба Рахман пишет, что Путин рассчитывает на крайне негативное восприятие усиления санкций в Европейском Союзе, связанное с продолжающимися экономическими трудностями еврозоны».

 

Еще один бывший сотрудник Министерства финансов США Элизабет Розенберг заявила, что «у нас имелся широкий выбор мер по ужесточению ограничений доступа к рынкам капитала». Крупные российские энергетические компании сегодня лишены возможности выпускать акции и облигации для западных инвесторов, что практически перекрывает для них доступ к источникам финансовых средств. Эти санкции нанесли ущерб всей экономике страны, а кроме того негативно сказались на положении корпоративных гигантов, служащих опорой российской внешней политики. Так, вызванные санкциями проблемы с задолженностью нефтяного титана «Роснефти» привели к подрыву доверия инвесторов к российской экономике в целом.

 

Розенберг заявил, что самым простым способом ужесточения санкций было бы введение ограничений в отношении таких крупных энергетических компаний как «Газпром», «Роснефть» и «Новатек» и дальнейшее их распространение на другие компании сектора. В то же время, он утверждает, что полный эффект от ранее введенных санкций, таких как ограничения на продажу технологий в сфере энергетики и добычи природных ресурсов, пока еще не достигнут, то есть финансовое давление Запада на Россию будет нарастать с течением времени даже без установления новых санкций.

 

Впрочем, такие агрессивные санкции, которых российские лидеры предположительно боятся больше всего, как исключение России из международной системы расчетов, он считает маловероятными.

 

Один из ведущих банкиров России Андрей Костин, имеющий тесные связи с Кремлем, предостерегал в своем выступлении на всемирном экономическом форуме, что исключение России из международной клиринговой системы SWIFT будут приравнены к военной агрессии. Заместитель премьер-министра России Игорь Шувалов, отвечающий за экономическую политику, подтвердил эти опасения и заявил, что Россия и Китай работают над созданием собственного клирингового механизма с целью избежать зависимости от западных финансовых институтов.

 

Блокирование доступа России к системе SWIFT сделало бы практически невозможным участие российских банков в международных финансовых расчетах и означало бы «колоссальную эскалацию конфликта», заявил Розенберг. Впрочем, если российская интервенция на Украине будет продолжаться, по его мнению, даже такая крайняя мера «может быть рассмотрена».

 

В конечном итоге, Запад вынужден признать, что санкции сами по себе не оказали существенного воздействия на поведение Путина, однако политические деятели в Вашингтоне и Брюсселе все еще надеются изобрести более эффективные широкие меры. «У Запада нет другой стратегии, кроме санкций и это представляет собой настоящую проблему», считает Фиона Хилл.

Источник перевод для MixedNews — Игорь Абрамов

 

Молоток для «Грецкого ореха»

Молоток для «Грецкого ореха»
Смогут ли Афины сдержать санкционный напор Запада и укрепить связи с Москвой? 

Афины не согласны с духом санкций против России, заявил 28 января министр по европейским делам Греции Никос Хунтис. 

- Санкции негативно отражаются не только на сельском хозяйстве нашей страны, но и в более широком плане, - цитируют его европейские СМИ. 

Хунтис добавил, что возражения Греции будут изложены 29 января главой МИД Греции Никосом Коциасом на экстренном заседании Совета министров иностранных дел стран ЕС в Брюсселе. В свою очередь, глава внешнеполитического ведомства Греции, комментируя планы ЕС по введению новых санкций, заявил, что партнеры нарушили правила Евросоюза и попытались представить Грециюсоучастником (решения о санкциях – «СП») еще до принесения присяги новым правительством. Также выразил недовольство в связи с заявлением совета ЕС по России и Кипр. 

Напомним, в объединенной декларации Европейского союза говорится, что лидеры всех 28 стран ЕС пришли к заключению, что ответственность за обстрел Мариуполя в прошлую субботу лежит на России, поэтому ее надо наказать новыми санкциями за «растущую поддержку» ополченцев в Донбассе. Новый премьер-министр Греции Алексис Ципрас (лидер леворадикальной коалиции СИРИЗА, победившей на парламентских выборах 25 января, приведен к присяге 26 января - «СП») сразу же раскритиковал этот документ. А Никос Коциас заявил, что ведет «трудные переговоры» с ЕС по новым санкциям против России. 

- Некоторые страны нарушили правила ЕС и попытались поставить нас перед фактом еще до того, как новое правительство приняло присягу, - цитирует Коциаса Reuters. – Это неприемлемо. Если кто-то думает, что из-за долга Греция откажется от своего суверенитета и активного участия в европейской политике, он ошибается. 

В правительстве ФРГ считают недоразумением заявление Афин по вопросу санкций против Москвы. Как заявил 28 января координатор правительства ФРГ по германо-российскому межобщественному сотрудничеству Гернот Эрлер, главы МИД ЕС не принимают никаких реальных решений в этой области. А официальный представитель МИД Германии Мартин Шефер и вовсе сообщил СМИ, что проект заявления министров иностранных дел Евросоюза, в котором действие санкций в отношении России продлевается, - рабочий документ, и неизвестно, будет он принят или нет. 

Между тем, в западных СМИ уже вовсю обсуждают новость о том, что новое греческое правительство не поддерживает антироссийские санкции. В частности, Neurope.eu отмечает, что новый министр Коциас – бывший член Греческой коммунистической партии и известен дружественной позицией в отношении Москвы, а кроме того, выступает против доминирования Германии в Европе

- Симпатия к России сидит глубоко в греческой душе, в том числе у местных политиков, как части народа, - отмечает издание, добавляя, что помимо симпатии греки могут надеяться на финансовую помощь со стороны Москвы. 

Ведущий аналитик CMC Markets Майкл Хьюсон считает, что «хотя в виду проблем в самой России Путин вряд ли будет настроен помогать Греции финансово, он не откажется вбить клин между Грецией и Европой». А американское издание Christian Science Monitor отмечает, что единство Европы еще никогда не было настолько под сомнением, как сейчас, и отношение европейских стран к России — одна из причин столь значительного давления

Понятно, что Греция сейчас подвергнется глубокой «еврообработке». Какой она может быть? 

Независимый финансовый аналитик Дмитрий Тратас полагает, что существует только один действенный рычаг давления на Грецию со стороны Евросоюза – исключение страны из еврозоны и даже из состава ЕС. 

- Для Ципраса, как премьера, это будет означать, что страна лишится дешевых долгосрочных кредитов. Честно говоря, больше рычагов воздействия на Афины я не вижу. Да, греческие левые до выборов говорили, что в случае победы они готовы поставить вопрос о выходе страны из еврозоны, но, с моей точки зрения, эти слова были всего лишь неким инструментом шантажа. На самом деле, вряд ли Ципрас хочет, чтобы его страна вышла из зоны евро и Евросоюза. Просто такие заявления в нынешней ситуации – хороший рычаг давления на европейских чиновников. Добавим сюда позицию премьера по санкциям в отношении России - что Греция будет блокировать любые новые антироссийские ограничения. 

Что касается Москвы, то, наверное, она может пообещать Афинам финансовую помощь. С другой стороны, ее сейчас оказывает и Евросоюз, и МВФ. Так что, я не уверен в том, что российское руководство, учитывая сегодняшний кризис в собственной экономике, готово нести издержки, покупая лояльность греков. 

Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов и вовсе считает, что новое руководство Греции, в конце концов, поддержит новые антироссийские санкции. 

- Те реверансы, которые были сделаны Алексисом Ципрасом и Никосом Коциасом российской стороне будут перекрыты банальным торгом с европейскими чиновниками. Евросоюз не будет давить или пугать, он просто предложит минимальные выигрыши для новых властей. Этого хватит, чтобы они поддержали политику санкций. Об этом уже в Греции говорят. 

Руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН Борис Шмелев настроен не столь пессимистично и замечает, что после победы на парламентских выборах леворадикальных сил политика Греции становится все более благожелательной по отношению к РФ. 

- Такая политика необходима новому премьеру и обновленному правительству для расширения возможностей по внешнеполитическому маневру. Россия обещает Греции - если она не будет голосовать за новые санкции, снять с нее так называемые контрсанкции, открыть для греческих товаров свой рынок. Видимо, могут быть предоставлены и какие-то кредиты, сделаны предложения по разработке совместных проектов – в области нефти и газа. Но Запад очень серьезно давит на Афины. А поскольку все решения принимаются в ЕС на основе консенсуса, то если Греция упрется и скажет «нет» новым антироссийским санкциям, то они не будут приняты. 

Какие рычаги есть у Брюсселя для оказания давления на Афины? В первую очередь, это обещание не требовать погашения всех долгов, которые Греция набрала перед ЕС и МВФ. Здесь могут быть сделаны какие-то уступки, скажем, обещания рассмотреть вопрос о списании части долгов. А они огромны – порядка 300 млрд. евро. Думаю, Брюссель может пообещать рассмотреть вопрос о предоставлении каких-то новых кредитов для Греции, заметив, что не будет настаивать на жестком исполнении требований относительно сокращения социальных расходов. Перечисленное – это довольно серьезный набор инструментов, с помощью которых Брюссель может оказывать давление на Афины. 

Как себя поведен новый премьер-министр и новая правящая партия в этих условиях – сказать трудно. Скорее, они займут половинчатую позицию, что называется, «ни да, ни нет». Борьба за Грецию началась, и чем она окончится – пока неясно, но, думаю, возможностей для давления на Афины у Брюсселя больше, чем у России в плане переориентации на свою сторону. 

Отметим, что в мае 2014 года Алексис Ципрас посетил Москву для установления и развития полноценных рабочих отношений. Лидер греческой оппозиции в рамках своего визита побывал в Российском институте стратегических исследований, сотрудники которого готовят аналитические материалы для инстанций, занимающихся формированием внешней политики России. Директор РИСИ, генерал-лейтенант СВР Леонид Решетников заметил, что Ципрас и до предвыборной кампании занимал принципиальную позицию по России, не скрывая своих взглядов в отношении нашей страны. 

- Ципрас прямо говорил, что не согласен с антироссийскими санкциями, что ситуацию на Украине во многом создали западные страны, и призывал их взять ответственность за это. Также он говорил и онеобходимости понимания воссоединения Крыма с Россией. То есть ничего неожиданного в позиции Ципраса по России нет. 

Другое дело, что теперь, когда он стал премьер-министром, ему предстоит решать сложнейшие вопросы дальнейшего развития Греции, которая находится в довольно тяжелом положении и по вине Запада, и по вине предыдущих команд, которые руководили страной. В такой ситуации Ципрасу так или иначе придется учитывать противодействие ЕС его планам. Когда он делал заявления еще до прихода к власти, Запад его критиковал, но какого-то особо давления не оказывал. Теперь же Алексис столкнется с жесточайшим противодействием европейских политиков и по вопросам, связанным с Россией, и повопросам отказа от мер жесткой экономии, в обмен на которые Греция получала финансовую помощь от ЕС и МВФ и которые приводят греческий народ к полной нищете. 

Да, в какой-то мере Ципрас будет компенсировать эти проблемы развитием сотрудничества с Россией. Помощь с российской стороны возможна – в плане развития экономических и энергетических связей, но будут ли они определяющими, станут ли «спасательным кругом» для греческой экономики в нынешней ситуации – пока сказать сложно. 

К тому же, Соединенные Штаты сделают все, чтобы не выпустить Грецию из своей орбиты. Думаю, в случае несговорчивости Ципраса американцы предпримут меры, направленные на созданиеполитического кризиса, вплоть до отстранения его от власти путем чрезвычайных внеочередных выборов либо организации какого-либо «афинского майдана». На этот счет американцы – мастера. Поэтому нам надо исходить из того, что Вашингтон не допустит полного выхода Греции из своего фарватера. Может быть, некоторые страны Евросоюза, такие как Великобритания или Германия, и не прочь сбросить, как они считают, балласт в виде Греции, но США, повторю, этого не допустят. Греция – важная страна с военно-стратегической точки зрения, учитывая ее положение в Средиземном море

— На ваш взгляд, заявления Ципраса о возможном выходе страны из еврозоны действительно имеют под собой основу? 

- Эта идея довольно популярна среди населения страны, особенно среди простых граждан. Но я не думаю, что советники Ципраса действительно просчитали, к чему может привести выход из зоны евро. Я и аналитики нашего института считаем, что, скорее всего, этого не произойдет. 

  источник

 

http://kaleidoscopelive.ru/novosti

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх