На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Сергей Михайлюк
    И эта развратная особь имела наглость баллотироваться на пост Президента РФ?Семен Багдасаров:...
  • галина ЦЕЦИЕВА
    СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ВАМ ДОРОГИЕ НАШИ.ПОМНИМ ЛЮБИМ СКОРБИМТак сегодня выгля...
  • vaskoo78
    Большой выбор станков для деревообработки от Stankoff RU Качественные и надежные решения для любого производства.Станки для дерево...

О чём рассказал Брейгель Старший на своей картине «Падение мятежных ангелов» Символизм, тайны и парадоксы шедевра



Глубже знакомясь с творчеством Питера Брейгеля Старшего, не перестаешь восхищаться его уникальным мастерством и незаурядным видением мира. В сегодняшней нашей публикации удивительный шедевр нидерландского художника, до недавнего времени не подвергавшийся тщательному изучению и анализу. Речь пойдет о необычном полотне мастера - «Падение мятежных ангелов», написанном в 1562 году, которое совсем недавно было исследовано специалистами Королевского музея изящных искусств Бельгии.



Несколько слов о сюжете


Основу сюжета составляет старая библейская история, а точнее легенда о падении ангелов из рая, символически отражающая конец света, во время которого человечество, погрязшее в греховности, гордыни и жестокости обречено на всеобщую погибель.

По одной из версий легенды - это первое противостоянии Добра и Зла, еще до Падения Человека, когда самый могущественный ангел-светоносец Люцифер восстал против божественной власти. По указанию Всевышнего Архангел Михаил должен был наказать мятежника. Это противостояние и привело к падению других восставших ангелов, обреченных перевоплотиться в демонов и пасть на дно самого ада.

По другой версии -«И была война на небесах, Михаил и его ангелы сражались против дракона. И дракон сражался с ангелами своими, и не одолевал их; и места их больше не было найдено на небесах. И великий дракон был изгнан, этот старый змей, называется дьяволом и сатаной, который обманывает весь мир: он был низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним». (Апокалипсис 12:7)

Однако по прошествии веков эти версии о Люцифере и Апокалиптическом драконе слились воедино и являются символом вездесущей борьбы добра и зла.

О картине

 

Питер Брейгель Старший. «Падение мятежных ангелов». (1562 год). Дерево, масло. 117 х 162 см. Королевский музей  изящных искусств, Брюссель.

 

Питер Брейгель Старший. «Падение мятежных ангелов». (1562 год). Дерево, масло. 117 х 162 см. Королевский музей изящных искусств, Брюссель.



«Падение мятежных ангелов» Питера Брейгеля Старшего, безусловно, является шедевральной работой, иллюстрирующей битву ангелов и Апокалипсис. Архангел Михаил, изображенный в центре, в позолоченных доспехах и сине-бирюзовом плаще вместе с небесным воинством изгоняет восставших против Бога ангелов. В его руках мы видим щит с изображением красного латинского креста на белом фоне, являющимся символом Воскресения, а также меч, с помощью которого он поверг семиглавого дракона, символизирующего сатану. Этот повергнутый монстр практически скрыт за месивом фантастических ужасающих созданий и загадочных объектов, которые на первый взгляд не поддаются идентификации. Среди всего прочего на картине можно обнаружить редких и экзотических животных вроде броненосца или скалозуба.

Именно для наибольшей убедительности Брейгель в своей работе использовал образы зловещих босховских персонажей, которыми буквально изобилует данное полотно. Существуют в работе также и отголоски популярных работ других старых мастеров - Яна ван Эйка и Альбрехта Дюрера.

Описание полотна

 

 

«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Сверкающий светлый шар, символизирующий собой Небеса.)



Поверхность картины горизонтально разделена на две примерно равные половины. В верхней части произведения Брейгель изобразил сверкающий шар, представляющий собой Небеса. Светлые ангелы ожесточенно сражаются с темным войском восставших и трубят гимн победы в божественные трубы. Эти персонажи в светлых одеждах с детально проработанными лицами и крыльями. В своих движениях они свободны и воинственны.

Исключение составляют падающие образы ангелов, изображенные в верхней части полотна, которые еще не потеряли человеческий облик. Но, невзирая на их белые одежды и золотые крылья, видно, что они уже повержены и, раскинув руки, безвольно падают вниз, превращаясь в фантастических существ – обитателей ада. Они предстают в виде полулюдей и животных с огромными глазами, раскрытыми ртами, а некоторые и с распоротыми животами.

 

«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Архангел Михаил в золотых доспехах и сине-бирюзовом плаще повергнул с помощью меча семиглавого дракона.)



И чем ниже они опускаются, все больше начинают напоминать устрашающих гибридов, тщательно составленных в строгом соблюдении «натуралии» (природные существа) и «артификалии» (существа, сотворенные человеком). Из-за этого полотно Брейгеля производит впечатление ошеломляющей кунсткамеры.

Поскольку нижняя часть картины – темная и мрачная, нужно присмотреться, чтобы различить отдельные образы. Здесь все смешано, насыщенно и хаотично. Фигуры в аду целиком теряют человеческий облик и превращаются в ужасных обнаженных монстров с огромными пастями и клешнями. Лица и глаза, которые еще возможно различить во тьме, наполнены ужасом, рты раскрыты в безумном крике.

 

«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Фигуры в аду целиком теряют человеческий облик и превращаются в ужасных монстров с огромными пастями и клешнями.)



Ярко выражен также цветовой контраст между нижней и верхней частью полотна - между Раем и Адом. Так, верх выполнен синим, голубым, желтым и белым цветом. Нижняя - наполнена темными и зловещими красками. Коричневые, темно-красные, ядовито-желтые, серые и зеленые существа создают впечатление ужасного месива, которое убивает все светлое и божественное.

К слову сказать, на картине Брейгелем мастерски проработана перспектива – ее подчеркивают размеры фигур – на переднем плане они большие, вверху – маленькие. Динамика и движение переданы направлением падения персонажей.

Новый взгляд на старый шедевр

 

 

«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Светлые ангелы трубят гимн победы в божественные трубы.)



Любопытным фактом в истории этой неординарной работы Брейгеля является то, что ее авторство вплоть до 1898 года приписывалось Иерониму Босху (1450-1516). Лишь в самом конце 19 века в нижнем левом углу, скрытом багетовой рамой, была обнаружена дата и подпись "MDLXII / Brvegel", что стало большим открытием даже для искусствоведов.

Примечательно и то, что на этот удивительный шедевр, никогда не подвергавшийся тщательному изучению, обратили наконец-то внимание современные специалисты. Научные исследования изданы в виде прекрасно иллюстрированной книги, в которой научный сотрудник музея изящных искусств Бельгии Тайн Меганк (Tine Meganck) описала некоторые секреты и символические значения, зашифрованные в картине, долгое время скрытые от внимания зрителя. Искусствовед провела неожиданную параллель между живописью и западноевропейской политикой времён Брейгеля. Ведь настоящий художник не мог существовать и творить вне своего времени.

Еще один значимый момент исследования: Тайн Меганк также пришла к выводу, что Брейгель предпринял попытку превзойти самого Иеронима Босха (Hieronymus Bosch), творчеством которого вдохновлялся в юности. А также художник попытался трансформировать традиционный библейский морализм о грехе гордыни в собственное видение событий, происходящих не только в его стране, но и в мире в целом.

 

«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Коричневые, темно-красные, ядовито-желтые, серые и зеленые существа создают впечатление ужасного месива, которое убивает все светлое.)



Брейгель показал как на первый взгляд благие устремления людей ведут к опасному перерождению. И «Падение мятежных ангелов» стала великолепной иллюстрацией потенциальной опасности, которая подстерегает людей в их стремлении к благосостоянию, искусству, знаниям, политике, всему тому, в чем человек пытается превзойти самого Творца. И нужно отметить, что идея, использованная Брейгелем, является универсальной темой, которая актуальна и по сей день.

 

«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Фантастические существа – обитатели ада предстают в виде полулюдей и животных с раскрытыми ртами и распоротыми животами.)



Тайн Меганк, акцентировав внимание на том, что полотно создавалось в 1562 году, раскрыла в своей работе увлекательную теорию о формировании общества глобальных знаний и роли искусства в политике накануне Нидерландской революции.

Ведь именно в 1562-м в Нидерландах окончательно сформировалась протестантская оппозиция против Испании, которую Брейгель и изобразил в образе монстра. Противостояние, назревавшее в последующие десять лет, разрешилось Восьмидесятилетней войной, приведшей к независимости Семи Соединённых Провинций (Голландия, Зеландия, Утрехт, Гронинген, Гельдерн, Оверэйсел, Фрисландия) и Генеральных земель.

 

«Падение мятежных ангелов». Фрагмент. (Светлые ангелы ожесточенно сражаются с темным войском восставших монстров.)



Брейгель как пророк, в 1562-м предвещая эти грядущие события, показал, что человечество, погрязшее в царстве бессмыслицы и жестокости, идет ко всеобщей гибели. Создав это пророческое полотно, художник сам пережил глубокое потрясение, заставившее его сменить трагическое и экспрессивное мироощущение на горькие философские размышления, печальное настроение и разочарование.

Пережив моральный и творческий кризис, Брейгель со временем вновь обращается к реальным формам, снова создает картины с далекими, бескрайними пейзажами, снова уводит зрителя в бесконечную, необъятную брейгелевскую панораму.

Информационно развлекательный портал новости факты события

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх